Джинни (spb_bal) wrote in fst_anno_domini,
Джинни
spb_bal
fst_anno_domini

Category:

К балу по "Гордости и Предубеждению"

Правила этикета


«... все веселились больше, чем теперь веселится
молодежь, потому что и гости меньше
требовали от хозяев, и хозяева были так
приветливы и внимательно радушны,
как теперь, я думаю, немногие умеют
быть со своими гостями».



ОБЩЕЕ
Вернейший признак отсутствия вульгарности – это когда при полном соблюдении светских условностей человек кажется максимально естественным. Естественность в данном случае – адекватность реакции в данном месте и в данном времени. В лучшем обществе жеманство и напыщенность еще нестерпимее, чем простонародность (vulgarite) и что оно-то именно и обличает незнание света. В общении не должно быть нарочитости, выпячивания своих достоинств – это выглядит уродливо. Самый страшный порок для девушки – кокетство, а одним из важных условий "комильфо" для светского молодого человека было умение непринужденно чувствовать себя в любой ситуации: прежде всего – преодолеть робость и стеснительность, ибо всякая неловкость – признак дурного воспитания. Истинный аристократ снисходителен к проявлению чужих слабостей. Оказавшись их невольным свидетелем, он старается остаться незамеченным. Одно из правил кодекса светских приличий – не ставить другого в неловкую ситуацию. Другое правило – самому избегать неловких ситуаций. Попадая в неловкую или смешную ситуацию, светский человек старается скрыть свое смущение под маской улыбки или невозмутимости. Надо скрывать свой нрав, и уметь не быть, а казаться. Самообладание – отличительная черта светского человека, который должен казаться довольным, когда на самом деле далек от этого. Любые чувства выражались в сдержанной форме. Признак невоспитанности – показать окружающим плохое настроение. Плохо и чрезмерное веселье. Насмешливость, легкая ирония – обязательные элементы "светской болтовни".
И не забывайте: кроме короля и королевы, все английские дворяне равны между собой!

ПРИВЕТСТВИЕ
Первым приветствует младший – старшего, кавалер – даму, но руку для рукопожатия или поцелуя подает первым старший или дама. Если гости равны по возрасту и по статусу, то первым здоровается вновь пришедший. При обмене приветствиями между парами, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после реверанса, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия. Любое приветствие должно начинаться с поклона (кавалера) и реверанса (дамы).
Существуют разные традиции приветствий, но вот основные: Люди века минувшего (18-го) по привычке приветствуют друг друга и окружающих глубоким поклоном, не подают и не просят руку. Дамы, близкие между собой могут приветствовать друг друга поцелуями в обе щеки, по моде, пришедшей еще в начале 19 века из Франции. По английской традиции, близкие знакомые (любого пола) пожимают друг другу руки. Причем дамы могут в равной мере пользоваться обеими традициями: и целоваться, и пожимать руку. Стоит отметить, что кавалер для рукопожатия должен снять перчатку, а дама – нет. Если же дама подает кавалеру руку без перчатки, кавалер должен поцеловать руку дамы. Он также может сначала руку пожать, а потом поцеловать. Обращаем внимание дам: руку для поцелуя принято подавать только очень близким людям. Молодым кавалерам руку для поцелуя подавать не принято; а молоденьким девушкам не рекомендуется часто подавать при встрече руку, ограничиваясь реверансом. Так же принято целовать руку у старших родственников (родителей, дедушек-бабушек, престарелых дядюшек и тетушек), а также пожилых уважаемых священников (если родственники или священники подали Вам руку). В целом поцелуи и рукопожатия свойственны скорее для мелких раутов, а не для крупных приемов.
Просим Вас не забывать, что отвешивать несколько мелких поклонов подряд – некрасиво. И существует неписанное правило: "Приличный поклон служит лучшею рекомендациею порядочного человека".

В ЗАЛЕ
Бал сопровождается не только определенной манерой поведения, но и определённой манерой разговора. Недопустима громкая, резкая речь, запрещено употребление ненормативной лексики. Не стоит держать руки в карманах, жевать, демонстративно удаляться от общества – таким поведением вы оскорбляете прочих приглашенных. Кавалер должен вставать, когда в комнату входит или к нему подходит дама или старший по годам. Некрасиво сидеть, если рядом стоят старший Вас человек (или старший по годам, или старший в свете) или дама. Проходя мимо старшего или старшего в свете – можно поклониться, это подчеркнет вашу вежливость. Неприлично садиться на диван перед дамой, или подле дамы. Наименее почетное место в зале – у дверей, не стоит там задерживаться (если Вы не занимаетесь самоуничижением).
Разговор традиционно начинает старший. Правила относительно того, кому из равных учтиво первому обратиться – кавалеру или даме – не существовало.
Искусство светской беседы требует нейтральных тем, а оптимальным считается обсуждение изящных предметов – старинных ковров, способов ухода за редкими растениями, литературных новинок.

ЧАСТНОСТИ
Наше общение складывается из мелочей. Поэтому мы просим Вас обратить внимание на то, что:
Ко всем обращение только на «Вы».
В Англии девица может гулять одна с молодым мужчиною, сидеть с ним в карете и проч., но молодая замужняя женщина совсем не должна и не может. Дамы! будьте бдительны!
В письмах к равным число ставится вверху, к старшим (как по возрасту, так и по положению) – внизу. Пустое место между обращением и текстом должно быть соизмеримо с достоинством того, кому Вы пишете – неприлично начинать текст на следующей строчке после обращения.
В это время господствовала мода посылать цветы.
Достать в разговоре часы – это намекать на то, что нет времени.

ТАНЦЫ
На частном балу можно подходить без предварительного представления: за благонадежность кавалера ручается то, что он приглашен в этот дом. Кавалер, желая пригласить даму на танец, должен подойти к ней и, изящно поклонившись, сделать приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами". Дама в ответ делает реверанс. Воспитанная дама не должна разрешить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Неудобно дать понять кавалеру, что причиной отказа была не усталость или иной предлог, а просто нежелание танцевать именно с ним.
Воспитанный кавалер не должен разрешать себе, получив отказ от дамы, тут же приглашать другую присутствующую даму, показывая тем самым, что ему на самом деле все равно с кем танцевать.
Кавалеру следует приглашать во время бала разных дам, предварительно представляясь в случае, если дама ему незнакома. Кавалер может пригласить одну и ту же даму всего один раз за вечер, но может протанцевать с ней два танца подряд.
Следите за аккуратностью в танцах!
Слишком резкие движения могли быть восприняты как неприличные или пренебрежительные.
В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Неприлично, зная танец и наблюдая множество неприглашенных дам, избегать приглашения. "Было немыслимо, чтобы кто-либо из присутствовавших молодых мужчин позволил себе не танцевать; не пригласить к танцам оставшуюся без кавалеров даму считалось невежливостью". С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих. Прежде чем приглашать даму на танец, кавалеру прилично оценить количество желающих также принять участие в данном танце и верно оценить, стоит ли к ним присоединяться. Танец в сутолоке и толкотне теряет изрядную часть своего очарования, и дама может быть и сама не рада, что приняла приглашение. Кавалеру прилично приглашать даму только на тот танец, который он хорошо знает и умело исполняет. Неуклюжим исполнением танца кавалер ставит свою даму в крайне неудобное положение, поскольку, как бы хорошо та не танцевала, танец с неумелым партнером всегда выглядит некрасиво. Дама же может принять приглашение на танец, который не вполне хорошо знает, но только предупредив об этом кавалера. Приглашать и принимать приглашения на танцы, которые вы не знаете вовсе, крайне не рекомендуется. Кавалеру или даме не стоит покидать партнера во время танца за исключением особенных уважительных причин. На контрдансы становятся, начиная с первой пары. Если первая пара уже стоит на паркете, то учтиво пристраиваться в хвост колонны, влезать же между парами или перед первой – неприлично. Так же не стоит вставать в длинные колонны. Максимум танцующих в одном сете – 12 пар, но лучше вставать в сеты по 6-8 пар. Перед началом танца необходимо рассчитаться на первые-вторые пары. Лучше сделать это следующим образом: начиная с головы колонны, танцующие берутся в четверках за руки, определяя, кто с кем танцует и номера пар. Танец одновременно начинается всеми первыми парами. Мы с пониманием отнесемся к тому, что дамы будут составлять друг другу пару в танцах, но просим вас при формировании сетов придерживаться несложного правила: всем дамам, танцующим с дамами, вставать в отдельные сеты, а кавалеров, пригласивших дам, формировать свои сеты (именно так и было принято на балах во времена Джейн Остен)
Во время танца кавалер и дама не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. "Когда какой-нибудь невежда осмеливается жать руку даме, слишком приближаться к ней и говорить неприличные комплименты, она должна с достоинством и холодностью отнять руку и заметить ему, что она не относит к себе его незаслуженных похвал, и все это без вспыльчивости и крупных слов, неприличных женщине". Некоторые считают доказательством вежливости, занимая беспрестанно разговорами танцующих с ними, которых в первый раз видят: большая ошибка. "Между фигурами кавалер обязан занимать свою даму не до такой, однако ж, степени, чтобы надоесть и утомить ее; всякий серьезный разговор здесь не у места; общество, в котором они находятся, танцы и т.п. бывают предметом их разговора".
"Кавалер ни в коем случае не имеет права оставить после какого бы то ни было танца даму среди залы: это, во-первых, верх неприличия, а во-вторых, у дамы, может быть, закружилась голова, а вы ее бросаете на произвол толпы танцующих, отчего она может упасть, чем, конечно, скомпрометирует вас в глазах общества и вас назовут невеждой…" "По окончании танца кавалер приводит даму на место, с которого он ее взял, кланяется ей и отходит; впрочем, он может продолжать начатый разговор…".

ЕДА
Ни в коем случае нельзя обращаться к другим с лакейскими поручениями («подать чай»). За столом бисквиты, хлеб и т.п. нужно класть на отдельную тарелку и обламывать, а не кусать. Хозяйке наливать вино гостям невежливо, а хозяину – подобает. Отказываться от угощения, предлагаемого хозяином, неприлично. Хоть глоток, но надо выпить.

ПРОЩАНИЕ
Можно уйти без прощания. Это называется уйти по-французски. Попрощаться на английский манер – пожать руку. Хозяин должен проводить гостя до двери комнаты или до выхода.

Приношу свою искреннюю благодарность Екатерине Смольняковой за помощь в подборе материала.">
Subscribe

  • Прием аттестации. Москва. 23 февраля.

    Дорогие друзья! 23 февраля мы собираемся устроить прием основной аттестации. Если вы собираетесь на ФСТ, самое время задуматься о скидке на оплату…

  • Новости ФСТ-2015

    Дорогие друзья! У нас для вас много новостей! Во-первых, на сайте обновился список оплаченных заявок. Проверьте, есть ли Вы там. Если Вас где-то…

  • (no subject)

    Дорогие друзья! Есть несколько новостей: 1) 1 мая вечером будет танцевальный вечер знакомств, а что может быть лучше для знакомства чем котильоны?…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments